«Учение о мытарствах есть учение Церкви. Несомненно, что святой апостол
Павел говорит о них, когда возвещает, что христианам предлежит брань с духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12). Это учение находим в древнейшем церковном предании и в церковных молитвословиях»
Мытарства — это неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной земной жизни к вечному жребию все души человеческие, как злые, так и добрые. На мытарствах душа в присутствии ангелов и демонов, но и пред оком всевидящего судии-Бога, постепенно и подробно испытывается во всех делах, словах и помышлениях. Души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители для предначатия вечного блаженства, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся, по приговору невидимого суда, демонами в их мрачные обители для предначатия вечного мучения.
Таким образом, мытарства и есть частный суд, который совершает над каждою человеческою душою невидимо сам Господь посредством своих ангелов, допуская к тому и злых мытарей-обличителей демонов. В житии преп. Василия Нового (Ч. М. 26 марта) повествуется, что ученику его преп. Григорию (тоже 26 марта) были подробно открыты в видении как обстоятельства смертного часа, так и хождения по мытарствам преп. Феодоры (память 8 дек.). Здесь подробно исчисляются 20 мытарств.
1. Мытарство празднословия
Безрассудные беседы, бесчинные песни, смех, хохот
2. Мытарство лжи
Неискреннее исповедание грехов, напрасное призывание имени Божия
3. Мытарство осуждения и клеветы
Грешников, виновных в грехе осуждения, истязуют как противников Христа, предвосхитивших Его право суда над другими. Обесславление ближних, насмешки над их недостатками и грехами
4. Мытарство чревоугодия
Сластолюбие, пресыщение, пирование и гуляние, пьянство, нарушения постов
5. Мытарство лености
Тунеядцы, работники, бравшие плату и не трудившиеся. Нерадивые к службам церковным в воскресные и праздничные дни, скучающие на утрени и литургии, не радеющие о делах спасения души кающихся
6. Мытарство воровства
7. Мытарство сребролюбия и скупости
8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)
Ростовщичество, взяточничество
9. Мытарство неправды
Неправедные судьи, из корысти оправдывающие виновных и осуждающие невинных; люди, не дающие наёмникам установленной платы
10. Мытарство зависти
11. Мытарство гордости
Тщеславие, самомнение, презрение, величание
12. Мытарство гнева и ярости
13. Мытарство злопомнения
Питание злобы к людям, мстительности и воздаяния злом за зло
14. Мытарство убийства
Не только разбойничество, но и всякая рана, ударение с сердцем по голове или плечам, заушение в ланиту, пхание с гневом
15. Мытарство чародейства, обаяния, призывания бесов
16. Мытарство блуда
Блудные мечты, помыслы, мысленное услаждение в том, порочное осязание, страстные прикосновения
17. Мытарство прелюбодеяния
Супружеская неверность, осквернение своего ложа блудом, насилие
18. Мытарство содомских грехов
Кровосмешение, рукоблудие, уподобление скотам, противоестественные грехи
19. Мытарство ересей
Неправедные мудрования о вере, отступничество от православного исповедания
20. Мытарство немилосердия и жестокосердия
Отказ в милостыне, жестокосердность к нуждающимся
Заботящийся о своей душе христианин в течение своей земной жизни часто совершает суд своей совести, когда приходит в духовное судилище на исповедь пред своим духовником. Но как обыкновенно производится это великое дело исповеди? Редко сказывает свои грехи духовнику сам. Обыкновенно духовник спрашивает пришедшего на исповедь о его грехах или в пор. десяти заповедей Закона Божия, или по своей выработанной опытом программе вопросов, по большей части, весьма кратко, по многу исповедующихся, особенно в Великий Пост, спрашивает обыкновенно о грехах важных, а о так называемых «малых грехах» на исповеди не бывает и речи.
Много грехов остается неспрошенных и неисповеданных. И если случится человеку умереть после такой неполной исповеди, он идет на мытарства и вечность со многими неисповеданными грехами. Исповедуясь кратко, люди надеются на исповедь в следующий раз, но эта надежда на следующую исповедь крайне обманчива: в животе и смерти каждого волен только один Бог. Надеются на исповедь в старости, перед смертью; но и эта надежда обманчива: придется ли исповедаться при смерти? Как часто пред смертью отнимается язык, затемняется сознание! Хорошо духовникам исповедовать приходящих к ним и самим приходящим на исповедь открывать свои грехи в порядке мытарств или тех вопросов, какие непременно предложены будут каждому из нас вслед за смертью. Тогда душа и совесть каждого заблаговременно привыкнет к этим вопросам. Ведь они обнимают все грехи, запрещаемые как десятью заповедями Закона Божия, так девятью заповедями евангельских блаженств и девятью заповедями церковными (см. правосл. исповед. ч. 1, вопр. 87-95). Вопросы начинаются в мытарствах с грехов, как мы называем, «малых», общечеловеческих (празднословие) и чем идут дальше, тем касаются грехов более важных и оканчиваются в 20-м мытарстве немилосердием и жесткостью к ближнему — грехами самыми тяжкими, за которые, по слову Божью, бывает «суд без милости» не сотворившему милости.
Составлено по материалам православных сайтов
(63)
В первые два дня, освободившись от бренного тела, душа наслаждается свободой и может посещать на земле те места, которые ей были дороги. Душа не подготовленная (без причастия, без исповеди) испуганно мечется возле своего тела. В третий день душа возносится для поклонения Богу. Затем 6 дней душе показывают рай, а потом до 40 дня ад. Очень важны молитвы близких в эти 40 дней, когда определяется место, где будет находиться душа. На 3-й день, в день похорон, нужно отпеть умершего.